Для того, чтобы оценить как качественно и правильно оказали потребителю те или иные услуги, необходимо потребителю знать правила оказания услуг. Итак, что должен знать потребитель, обратившийся за услугами в салон красоты или парикмахерскую.
При посещении салона красоты или парикмахерской, обратите внимание на вывеску перед входом, где должны быть следующие сведения:
— наименование организации, оказывающей услуги
— режим работы объекта (кстати, если нарушается заявленный режим работы, то это является нарушением прав потребителей)
— ИНН, ОГРН
Обязательными условиями для оказания услуг парикмахерских являются:
— документально подтвержденный профессиональный уровень мастерства работника и его знание требований безопасности, правил обслуживания и санитарных норм;
— наличие технологического оборудования, инструментов и материалов;
— наличие нормативных и технических документов на конкретные виды услуг парикмахерских.
При посещении салонов красоты или парикмахерских, каждый потребитель имеет право получить следующую информацию:
— перечень оказываемых услуг и форм их предоставления;
— обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги;
— сроки оказания услуг;
— данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу, если эти данные имеют значение, исходя из характера услуги;
— гарантийные сроки, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором, либо предусмотрены обычаем делового оборота;
— цены на оказываемые услуги, а также на используемые при этом материалы и сведения о порядке и форме оплаты;
— номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование исполнителя, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший.
Есть обязательная информация, которая должна быть доведена до потребителя любым способом, обычно ее помещают на уголок потребителя:
— правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства РФ от 15.08.1997. №1025;
— адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется;
— образцы квитанций об оказании услуг;
— альбомы и журналы с моделями причесок и т.п.;
— перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот;
— книгу отзывов и предложений.
Кроме информации, при посещении парикмахерских, салонов красоты потребителю нужно обратить внимание на следующее.
При оказании услуг парикмахерских должны быть соблюдены следующие требования безопасности:
— Перед началом и после окончания обслуживания клиента мастер должен тщательно вымыть руки с мылом.
— Срок использования материалов по назначению должен соответствовать сроку годности, установленному изготовителем. Парфюмерно-косметические средства должны иметь сертификаты соответствия и русский перевод потребительской информации.
— При использовании материалов и проведении технологических процессов оказания услуг парикмахерских необходимо учитывать противопоказания и индивидуальную особенность клиента.
— Перед началом технологических процессов оказания таких услуг парикмахерских, как химическая завивка, окраска волос, бровей и ресниц, необходимо проверить кожу клиента на чувствительность к используемым материалам в соответствии с технологией на данный вид услуг парикмахерских. При химической завивке и окраске волос химическими красителями необходимо строго соблюдать состав, концентрацию и время воздействия (выдержки) применяемых химических препаратов в соответствии с технологией конкретных видов услуг с учетом индивидуальной структуры волос клиента.
— Реализация, применение и хранение материалов, составленных по индивидуальному рецепту и не имеющих гигиенических заключений, не допускаются.
— Концентрация (массовая доля) специального состава (фиксажа) при химической завивке волос не должна превышать 5%.
— Значение показателя концентрации ионов водорода (pH) препаратов для завивки волос должно быть от 7 до 11.
— При окраске волос химическими красителями массовая доля пероксида (перекиси водорода) должна быть от 0,2 до 18,0%.
— При окраске бровей и ресниц массовая доля перекиси водорода в препарате должна быть не более 3%.
— Используемые инструменты и приспособления должны проходить обязательную дезинфекцию. Для обслуживания одного клиента должен быть определен минимальный набор инструментов. На одно рабочее место следует иметь не менее трех наборов:
— один в процессе обслуживания;
— второй — на обработке и дезинфекции;
— третий — для обслуживания следующего клиента.
— Остриженные волосы с шеи и лица клиента мастер должен удалять чистой индивидуальной салфеткой или ватой. Не допускается использование для этих целей волосяных кистей, не подлежащих дезинфекции.
— Сбор остриженных волос производится в закрывающийся совок, непосредственно у кресла с последующим складированием в герметические емкости (одноразовые полиэтиленовые пакеты для мусора или из крафт-бумаги). Не допускается повторное использование пакетов и мешков и их вытряхивание в контейнер для бытовых отходов. Хранение волос осуществляется в специальной промаркированной емкости с плотно закрывающейся крышкой.
— Зажимы, бигуди, колпаки и сетки для химической завивки волос, шапочки для мелирования мастер обязан мыть под проточной водой с моющими средствами. Расчески, щетки, ножницы для стрижки волос мастер обязан мыть под проточной водой, дезинфицировать в бактерицидных излучателях или в растворах дезинфицирующих средств путем полного погружения в раствор на время, соответствующее инструкции. Для хранения подготовленных к работе инструментов на рабочем месте допускается использование бактерицидных ультрафиолетовых облучателей. Съемные ножи электрических бритв мастер должен протирать дважды (с интервалом 15 мин.) тампоном, смоченным 70% этиловым спиртом.
— Белье, применяемое при обслуживании клиентов, должно регулярно проходить санитарную обработку или быть одноразовым. Повторное применение использованного белья не допускается
— Температура воды, используемой при оказании услуг парикмахерских, в том числе косметических, должна соответствовать технологии на данный вид услуг с учетом индивидуальных особенностей клиента. При отсутствии технологического описания температурных режимов воды конкретного вида услуг парикмахерских температура воды должна быть не менее 38 °C, но не более 50 °C
У каждого работника должна быть личная медицинская книжка установленного образца с результатами медицинских обследований, лабораторных исследований (терапевт, флюорограмма — 1 раз в год, дерматовенеролог — 2 раза в год) и гигиенической аттестации (1 раз в 2 года).
Лица, поступающие на работу, должны проходить перед трудоустройством профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке.
В случае обнаружения недостатков оказанной услуги потребитель на основании Закона РФ «О защите пав потребителей» и Правил бытового обслуживания населения в РФ вправе потребовать:
— безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
— соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
— возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьим лицом.