Дистанционная торговля в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Качество сайта – первый показатель надёжности интернет-магазина. На сайте должна быть возможность не только ознакомиться с ассортиментом, получить консультацию, сделать заказ и, что гораздо важней, возможность оплатить покупку картой. Если у магазина нет подобного сервиса, то, скорее всего, этот магазин предпочитает работать с наличными деньгами, так как у него не совсем честные и белые схемы работы. Перед тем как начать сотрудничать с интернет-магазином, крупные процессинговые центры тщательно проверяют своих партнеров, и работают только с ответственными магазинами.
Внешний вид, функциональность, удобство пользования играют при этом немаловажную роль. Продавец, который серьёзно относится к своему бизнесу и настроен на долгосрочную работу, обязательно позаботится о том, чтобы потенциальным покупателям было удобно и приятно пользоваться его сайтом. Нежелание владельца тратиться на программное обеспечение, дизайн и платный хостинг должно насторожить потенциального покупателя. Особенно, если речь идёт о покупке дорогих или технически сложных товаров. За такими сайтами, могут стоять люди, которые не планируют стабильную и долгую работу своего ресурса, поэтому они стараются отделаться минимальными усилиями и тратами.
Какие права изначально есть у интернет-покупателя?
Последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом регулируются Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» (далее –Закон «О защите прав потребителей»), то есть ваши права при покупке через интернет ничем не отличаются от прав покупки через обычный магазин! В интернет-торговле есть несколько посредников: например, курьерские компании, некоторые тоже отвечают за то, как доставлен товар. Поэтому нужно обращать внимание не только на интернет-магазин, но и на ту службу, которая будет доставлять вам товар. Если деньги оплачены онлайн, то покупатель может предъявлять претензии, если товар не получен в срок. У вас есть все основания для того, чтобы обращаться в суд, так как получается, что ваши деньги незаконно используют.
Как правильно предъявить претензию интернет-продавцу?
Информация о наименовании продавца и его адресе в обязательном порядке должна быть на сайте интернет-магазина. Также на сайте интернет-магазина должна содержаться информация о цене товара, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке его оплаты и условиях доставки. Если же в договоре срок доставки не установлен, продавец, в соответствии с Правилами продажи товаров дистанционным способом, обязан передать товар в разумный срок. Покупатель также может потребовать доставки товара, тогда продавец обязан осуществить доставку товара в семидневный срок.
Претензия к интернет-магазину необходимо предъявлять в письменной форме и направлять почтой по адресу нахождения продавца. К претензии необходимо приложить копии документов, подтверждающих оплату и приобретение товара в интернет-магазине.
Основная проблема предъявления претензии к интернет-магазину заключается в установлении адреса его расположения. Если из сайта интернет-магазина сложно установить точный адрес местонахождения продавца, необходимо обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей (Роспотребнадзор), которая определит точное наименование продавца и его точный адрес. В случае неполучения ответа от интернет-магазина или нежелания возвращать уплаченные за товар деньги, необходимо обращаться за защитой своих прав в судебные органы.
Как вернуть деньги за некачественный товар, приобретенный онлайн?
В онлайне действуют те же правила, что и в офлайне, кроме одного, пункта из ст. 25 Закона «О защите прав потребителей», который гласит, что непродовольственный товар может быть обменян/сдан в течение 14 дней после дня приобретения. При дистанционной торговле, срок возврата товара составляет 7 дней.
А если продавец находится за границей?
При получении международной посылки с описью, работники почты обязаны при вас вскрыть посылку и проверить наличие внешних повреждений. Обязательно вскрывайте и проверяйте внешние сколы и т.п. Лучше всего сделать фотографии товара — поможет в будущем. Далее следует написать заявление об отказе получать товар по причине неисправности. Почтальоны обязаны составить акт осмотра и обнаружения поломки. И отправить посылку назад. Потом нужно написать письмо в интернет-магазин с просьбой прислать новый товар взамен сломанного. Если же долгое время не происходит никаких изменений, кроме того, что у вас списали деньги с карты, пишите письмо в магазин и предупредите их, что если в скором времени вы не получите кода с отправленным товаром, то вы будете предпринимать необходимые меры. Далее ваши действия следующие: посетите ваш банк, объясните проблему, и пишите заявление в банке на мошеннические действия с вашей кредитной картой.
Есть еще один вариант обезопасить себя от каких-либо неприятных ситуаций. На некоторых сайтах есть опция покупки страховки при заказе. Стоимость ее небольшая — в экстренных ситуациях товар будет застрахован.
Как поступить, если товар в посылке сломан (например, мобильный телефон) или вместо, например, планшета там лежит банка консервированной фасоли?
Покупателю необходимо обратиться с письменной претензией к продавцу. В претензии должны быть изложены требования покупателя: либо вернуть деньги, либо обменять товар, либо компенсировать убытки за произведенный ремонт. В принципе, самого предъявления претензии с высказанным недовольством и детальным описанием несоответствий достаточно, чтобы зафиксировать факт ненадлежащего качества товара.
Однако необходимо помнить, что продавец вправе и не согласиться с утверждениями покупателя о том, что товар некачественный или не соответствует описанию. Если спор о причинах возникновения недостатков товара все-таки произошел, продавец обязан за свой счет провести экспертизу товара, а покупатель имеет право присутствовать при ее проведении. Отсутствие чека – не повод не принять товар. В ряде случаев продавцы отказываются принимать назад некачественный товар, ссылаясь на отсутствие упаковки, чека. Однако это незаконно, поскольку упаковка для возврата некачественной вещи не требуется, а отсутствие чека может быть заменено свидетельскими показаниями и другими доказательствами.
Именно поэтому необходимо, прежде чем сделать заказ, ознакомиться с информацией, размещенной на сайте, относящейся именно к организационно-правовой форме продавца. Если таковой информации нет, это лишний повод насторожиться. Ведь именно регистрация продавца в качестве юридического лица либо индивидуального предпринимателя позволяет применять к возникающим при покупке товара отношениям нормы Закона о защите прав потребителей.
Какие существуют правила оплаты наличными при доставке товара до клиента?
Суть такой оплаты состоит в том, что доставка товара производится до указанного места клиентом. Затем, клиент рассчитывается за товар наличными. В таком случае, важно передать покупателю кассовый чек — это общее правило для любой торговли и не является исключением для интернет-магазина.
Какую информацию должен обязательно предоставить продавец до заключению розничной купли-продажи?
— Полное фирменное наименование и место нахождение продавца;
— Основные потребительские свойства товара, место его изготовления, цена, срок службы, место доставки, гарантийный срок, срок службы, а также порядок оплаты товара;
— О сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
В случае не соблюдения данных обязательств, компания несет административную ответственность в виде штрафа в размере от 3000 до 4000 рублей для должностных лиц и от 30 000 до 40 000 рублей для юридических лиц — если отсутствует информация о изготовителе или о продавце. В том случае, если покупатель не получает достоверную и всю необходимую информацию о товаре, интернет-магазин влечет за собой штраф для должностных лиц от 500 до 1000 рублей, для юридических — от 5000 до 10 000 рублей (ст. 14.8 КоАП РФ).
Нужно ли информация о товаре и о продавце в момент передачи заказа?
— Согласно пункту 9 ст. 497 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан в момент передачи заказа предоставить покупателю всю информацию о продавце и о товаре, причем в письменной форме. Для импортных товаров такая информация должна быть на русском языке!
В каких случаях покупатель может отказаться от товара?
— Покупатель может отказаться от товара до его передачи в любое время, после передачи — в течение 7 дней, а также, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменном виде в момент доставки. При этом товар должен сохранить свой товарный вид, потребительские свойства, а также должен иметь документ, подтверждающий факт покупки.
Нужно ли покупателю предоставлять информацию о сроках и порядке возврата товара?
— Такая информация должна быть доведена до покупателя обязательно, причем в письменной форме.