В случае задержки или отмены рейса, а также о причинах задержки или отмены рейса информация доводится до пассажиров перевозчиком любым способом или организацией, осуществляющей аэропортовую деятельность, непосредственно в аэропорту в визуальной или акустической форме в соответствии с пунктом 92 Федеральных авиационных правил (далее ФАП).
Кроме этого, пассажирам задержанных или отмененных рейсов, в соответствии с требованиями пункта 99 ФАП «при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги бесплатно:
-предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
-два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
-обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
-обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов — в дневное время и каждые восемь часов — в ночное время;
-размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов — в дневное время и более шести часов — в ночное время;
-доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
-организация хранения багажа».
Кроме всего указанного, в соответствии со статьей 120 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее — ВК РФ) за задержку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час задержки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что задержка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Для досудебного взыскания штрафа, предусмотренного статьей 120 ВК РФ, пассажиром предъявляется претензия перевозчику в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения в соответствии со статьей 124 ВК РФ, претензии могут предъявляться в течении шести месяцев (согласно ст.126 ВК РФ).
Иски к перевозчику предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия (согласно части 3 статьи 30 ГК РФ)
Также пассажирам необходимо обратить внимание, что пунктом 2 статьи 795 ГК РФ предусмотрено, что «в случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату».