Особенности продажи продовольственных товаров
Все мы являемся потребителями, и каждый день покупаем продукты питания, которые должны быть качественными и безопасными.
Особенности продажи продовольственных товаров отражены в «Правилах продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55
Изготовитель (продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах для того, чтобы потребитель сделал правильный выбор.
Выбирая в магазине продукты питания, потребители в основном обращают внимание на внешний вид продукта, срок годности и, разумеется, на цену. Однако не обращают внимания на информацию об изготовителе, о составе продукта, пищевой ценности и другие данные, указанные на упаковке, которые также важны.
Например, неполная информация о пищевой ценности продукта оказывает негативное воздействие на течение заболеваний, связанных с неправильным питанием (ожирение, диабет, йододефицит и др.), а также делает невозможным для потребителей самостоятельно подбирать оптимальный рацион питания, учитывающий ограничения, связанные со здоровьем.
Информация о товаре должна быть представлена на русском языке непосредственно с пищевым продуктом текстом и/или маркировкой на упаковке (потребительской таре), этикетке, контрэтикетке, ярлыке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.
Информация о пищевых продуктах должна содержать следующие данные:
— наименование продукта;
— наименование, местонахождение (адрес) изготовителя, упаковщика, экспортера и импортера продукта, наименование страны и места происхождения;
— если изготовитель продукта не является одновременно упаковщиком, экспортером, то, кроме изготовителя и его адреса, должны быть указаны упаковщик, экспортер и их адреса;
— дата изготовления и дата упаковки (расфасовки) продукта;
— срок годности или срок хранения продукта;
— масса нетто, объем или количество продукции;
— состав продукта (в том числе наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая пищевые добавки);
— пищевая ценность (калорийность продукта, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро — и микроэлементов), с учетом специфики продукции;
— противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний (для товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний);
— назначение, условия и область применения (для продуктов детского, диетического питания и биологически активных добавок);
— способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов);
— условия хранения (для товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения);
— обозначение нормативного или технического документа, в соответствии с которым изготовлен продукт;
При необходимости предоставления информации о товаре обращайтесь за помощью (консультацией) к продавцу-консультанту.
Перед покупкой пищевых продуктов необходимо тщательно осмотреть потребительскую упаковку. Если она повреждена, надписи на ней нечеткие, смазанные, невозможно определить дату изготовления и срок годности продукта, то от совершения такой покупки лучше отказаться, так как существует большая вероятность того, что Вы приобретете некачественный продукт.
Особое внимание при покупке продуктов питания необходимо обращать на дату изготовления продукта и срок его годности. Каждый потребитель должен знать, что продажа товаров, срок годности на который истек, — запрещена.
В торговом зале магазина товары должны быть выставлены, освобожденные от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Продавец обязан провести проверку качества товара по внешним признакам, осуществлять отбраковку и сортировку товаров. На расфасованном товаре указывается его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер или фамилия весовщика.
Развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.
Для упаковки используются материалы, соответствующие обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Цена продовольственных товаров, продаваемых вразвес, определяется по весу нетто.
По просьбе покупателя гастрономические товары могут быть проданы ему в нарезанном виде.
Хлеб и хлебобулочные изделия массой 0,4 кг и более (кроме изделий в упаковке изготовителя) могут разрезаться на 2 или 4 равные части и продаваться без взвешивания.
Хлеб и хлебобулочные изделия продаются в местах мелкорозничной торговли только в упакованном виде.