Памятка потребителю услуг ЖКХ
Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» потребителем является гражданин, который имеет намерение приобрести, приобретающий и использующий услуги ЖКХ исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Следует обратить внимание, что уже на стадии выбора способа управления многоквартирным домом проживающий в жилом доме (кроме жильцов ЖСК, ТСЖ) является потребителем, а значит, имеет права, предоставленные Законом. Прежде всего — это право на информацию. Следует помнить, что вся информация должна предоставляться незамедлительно, в доступной и наглядной форме. Информация должна быть достоверной и носить исчерпывающий характер (ст.8,10 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Сначала необходимо выяснить, кто будет оказывать вам услуги ЖКХ. Исполнитель услуг ЖКХ может быть — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены:
— бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю;
— бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков;
— бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температурного наружного режима.
При предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ допускаются после предварительного уведомления потребителя. Продолжительность перерывов устанавливается в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, предоставляемых исполнителем не позднее 1-го числа, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок. В платежном документе указываются:
— почтовый адрес помещения, сведения о собственнике помещения (Ф.И.О.) или о нанимателе жилого помещения;
— наименования исполнителя, его банковские реквизиты, адрес (место нахождения);
— указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, тарифы на коммунальные услуги, социальная норма потребления (если такая норма установлена);
— объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов;
— сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований изменений.
Потребитель, желающий установить в жилом или нежилом помещении индивидуальный прибор учета, обращается с письменным заявлением в управляющую организацию. Установка индивидуального прибора учета, проведение периодической поверки и ремонт осуществляется специализированной организацией за счет потребителя.
При временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение на основании письменного заявления потребителя (в течение 1 месяца). К заявлению прилагаются документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя (например, копию командировочного удостоверения, проездные билеты и т.д.).
Исполнитель обязан вести учет жалоб, претензий потребителей, а также направлять потребителю в течение 2 рабочих дней извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа.
Если вы считаете, что ваши права нарушены, необходимо составить претензию в двух экземплярах. В ней указывается:
— лицо, которому адресуется претензия;
— лицо, подающее претензию;
— адресные данные;
— обстоятельства дела;
— предъявляемые требования.
Претензия обязательно должна быть подписана и содержать дату ее составления. Один экземпляр претензии вручается исполнителю услуг ЖКХ под роспись на втором экземпляре, который остается у потребителя. Если у вас отказываются принимать претензию, можно отправить ее по почте заказным письмом с уведомлением. С момента получения претензии начинает исчисляться срок, установленный для удовлетворения требований потребителя. Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя подлежат возмещению в десятидневный срок.