ПРОФИЛАКТИКА ДЕПРЕССИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ПРОФИЛАКТИКА ДЕПРЕССИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Депрессии представляют собой актуальную проблему  здоровья детей и подростков. Сложность проблемы состоит в том, что чем младше ребенок, тем более нетипично протекают депрессии. В подростковом  возрасте депрессивные расстройства чаще проявляются под «масками» нарушенного поведения, соматического неблагополучия, снижения интеллектуальной деятельности.

Конфликты могут складываться, по мнению взрослых, из незначительных, мимолетных неурядиц. Однако максимализм детей и подростков в оценках окружающего мира, эгоцентризм, неумение предвидеть истинные последствия своих поступков, отсутствие жизненного опыта создают ощущение дискомфорта, неразрешимости конфликта, чувства одиночества, отчаянности. Это все делает конфликтную ситуацию суицидоопасной для детей и подростков и совершенно неожиданной для взрослых, окружающих их.

   Что же должно насторожить взрослых в отношении депрессий у детей и подростков:

   Изменение поведения или характера:

  • веселый, общительный, подвижный ребенок становится плаксивым, медлительным, замкнутым;
  • ласковый и доброжелательный – злым, ворчливым;
  • любознательный и активный – безразличным, чрезмерно послушным;
  • ответственный, послушный– безответственным, с протестным поведением.

   Изменение формы реагирования на окружающий мир:

  • отсутствие обычного оживления при встрече со знакомыми;
  • недоверчивость, ощущение вины при любых жизненных неудачах;
  • снижение прежних интересов, отказ отвечать на вопросы, бездеятельность;
  • постоянное состояние раздражительность на окружающих, особенно близких людей.

   Изменение характера игры:

  • игнорирование игр, требующих интеллектуального напряжения и внимания;
  • стремление к играм в одиночестве; хотя ранее была склонность к подвижным, шумным играм;
  • отказ от любимых, новых игрушек;
  • примитивный характер игры.

   Изменение внешнего облика:

  • понурая или напряженная поза;
  • угрюмое или грустное выражение лица;
  • взгляд беспокойный или потухший (тоскливый);
  • бледность кожных покровов, «синева» под глазами;
  • ранее опрятный ребенок перестает следить за своим внешним видом.

   Наличие сомато-вегетативных расстройств:

  • нарушения сна и аппетита;
  • склонность к частым простудным заболеваниям, появлениям разнообразных кожных высыпаний, нарушениям со стороны желудочно-кишечного тракта и т.п.;
  • предьявление разнообразных жалоб на свое здоровье, неподтверждаемых обьективными обследованиями, чрезмерная фиксация на своем физическом здоровье, со склонностью к преувеличению своего недомоганию.

Необходимые действия при подозрении на депрессию.

  • Проконсультировать ребенка у специалистов: врача психиатра, психолога для уточнения состояния и получения дальнейших рекомендаций. Такие дети и подростки нуждаются в обязательном индивидуальном психолого-педагогическом подходе, учитывающем их состояние.

   Чего нельзя категорически делать при депрессии у детей и подростков:

  • давать нелепые советы: « Встряхнись! Возьми себя в руки! Не раскисай!»;
  • унижать собственное достоинство ребенка и подростка, особенно в присутствии сверстников;
  • использовать авторитарный стиль воспитания;
  • игнорировать наличие суицидальных высказываний у детей и подростков;
  • пренебрегать помощью профессионалов.

Рекомендации по профилактике депрессий у детей и подростков:

  • безоговорочная принятие детей такими какие они есть;
  • желательно равноценное отношение родителей к детям, если в семье их несколько, с целью предупреждения чувства ревности;
  • обучение ребенка конструктивному общению со взрослыми и сверстниками;
  • соблюдение единых подходов в воспитании ребенка, с развитием у него таких качеств как самостоятельность, уверенность в себе;
  • участие взрослых в делах и интересах детей и подростков, организация совместной деятельности;
  • создание необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности;
  • предупреждение интеллектуальных и эмоциональных перегрузок: организация основного и дополнительного обучения детей с учетом состояния здоровья, интеллектуальных и творческих способностей.